Прокуратура информирует

Полномочия прокурора в гражданском процессе расширены.

Федеральным законом от 07.10.2022 № 387-ФЗ в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации внесены изменения, которые расширили полномочия прокурора в гражданском процессе.

Статья 45 (участие в деле прокурора) дополнена частью четвертой, согласно которой в целях обеспечения законности прокурор по своей инициативе или инициативе суда вступает в рассматриваемое дело на любой стадии процесса для дачи заключения:

  1. о признании недействительными сделок, совершенных с нарушением законодательства, устанавливающего специальные экономические меры, меры воздействия (противодействия) на недружественные действия иностранных государств;
  2. при рассмотрении судом заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, ходатайства о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения;
  3. в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о том, что являющийся предметом судебного разбирательства спор инициирован в целях уклонения от исполнения обязанностей и процедур, предусмотренных законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательством о налогах и сборах, валютным законодательством Российской Федерации, правом Евразийского экономического союза в сфере таможенных правоотношений и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, а также законодательством, устанавливающим специальные экономические меры, меры воздействия (противодействия) на недружественные действия иностранных государств, и (или) возник из мнимой или притворной сделки, совершенной в указанных целях.

Внесенные изменения вступили в силу с 18 октября 2022 года.

Дополнительные выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом.

5 декабря 2022 года  принят Федеральный закон № 491-ФЗ «О внесении изменений в статью 262 Трудового кодекса Российской Федерации».

Данными изменениями в трудовое законодательство предусмотрена возможность более удобного использования родителем (опекуном, попечителем) ребёнка-инвалида четырёх дополнительных оплачиваемых выходных дней в месяц, предоставляемых для ухода за ребёнком в соответствии со статьёй 262 Трудового кодекса Российской Федерации.

Федеральным законом предусматривается право такого родителя (опекуна, попечителя) использовать однократно в течение календарного года до двадцати четырёх дополнительных оплачиваемых выходных дней подряд в пределах общего количества неиспользованных дополнительных оплачиваемых выходных дней в соответствующем календарном году. График предоставления указанных дней в случае использования более четырёх дополнительных оплачиваемых дней подряд согласовывается работником с работодателем.

Все это позволит более качественно и комплексно проводить реабилитацию детей-инвалидов в удобное для родителей время, а также поспособствует развитию системы социальной защиты.

Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2023 года.

Скорректирована административная ответственность за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений  и смены пола.

5 декабря 2022 года подписан Федеральный закон № 479-ФЗ “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях”, который вступил в силу со дня официального опубликования.

В частности, внесены уточнения в ст. 6.21 КоАП РФ. Она предусматривает административную ответственность за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений и (или) предпочтений, смены пола.

Данные действия влекут за собой  наложение административного штрафа на граждан в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц – от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Также вышеуказанным законом в КоАП РФ введена новая статья 6.21.1. «Пропаганда педофилии». Данное деяние наказывается наложением  административного штрафа на граждан в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей; на должностных лиц – от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей; на юридических лиц – от одного миллиона до четырех миллионов рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Если данные деяния совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства, то подобные действия влекут наложение административного штрафа в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Кроме того, законом в КоАП РФ введена новая статья 6.21.2 «Распространение среди несовершеннолетних информации, демонстрирующей нетрадиционные сексуальные отношения и (или) предпочтения либо способной вызвать у несовершеннолетних желание сменить пол». Данные действия влекут за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц – от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Утверждены Правила осуществления единовременной денежной выплаты военнослужащим.

Постановлением Правительства РФ от 9 декабря 2022 г. №2278  утверждены Правила осуществления единовременной денежной выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Мобилизованным гражданам России дополнительно установлена единовременная денежная выплата в размере 195 тыс. руб. Она также положена военнослужащим-срочникам и иным гражданам (иностранцам), заключившим в период проведения специальной военной операции контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах РФ сроком на 1 год и более.

Чтобы получить выплату, военнослужащему нужно подать рапорт командиру воинской части. К рапорту прилагается копия контракта о прохождении военной службы. Приказ о выплате издается в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня поступления рапорта. Выплата предоставляется не позднее 10 рабочих дней со дня издания приказа.

При увольнении военнослужащих ранее срока, установленного контрактом, по определенным основаниям предоставленная выплата подлежит возврату в сумме, исчисленной пропорционально времени (за полные месяцы), оставшемуся до окончания срока контракта.

Постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 21 сентября 2022 г.

Конфликт интересов – что это.

Согласно положениям Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» конфликт интересов – это ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов (далее – служащие), влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

К таким лицам (служащим) относятся:

1) государственные и муниципальные служащие;

2) служащие Центрального банка РФ, работники, замещающие должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде РФ, Фонде социального страхования РФ, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых РФ на основании федеральных законов, на лиц, замещающих должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного;

3) работники, замещающие отдельные должности, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;

4) иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Под личной заинтересованностью следует понимать возможность получения служащими доходов в виде: денег; имущества, в том числе имущественных прав; услуг имущественного характера; результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ).

При этом получателями таких благ могут быть не только сами служащие, но и иные лица, а именно:

1) Лица, состоящие со служащим в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей);

2) Граждане или организации, с которыми служащий или лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве (указанные в п. 1), связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, в связи с чем, как только ему станет известно о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, обязан уведомить работодателя.

Работодатель в свою очередь обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, а именно изменить должность или служебное положение служащего, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей.

Важно знать, что непринятие служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по его предотвращению или урегулированию является правонарушением, влекущим увольнение служащего.

Ответственность физических и юридических лиц за правонарушения коррупционной направленности.

За последние годы в Российской Федерации было создано антикоррупционное законодательство и разработан соответствующий нормативный инструментарий, позволяющий бороться с этим негативным явлением. Кроме того, в целях создания системы противодействия коррупции в Российской Федерации и устранения причин, ее порождающих, Указом Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции» образован Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.

Приоритетным направлением в указанной сфере является формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.

 В Федеральном законе от 25.12.2008 N 273-ФЗ “О противодействии коррупции” указано на необходимость своевременного пресечения, выявления, раскрытия и расследования коррупционных преступлений и правонарушений в целях минимизации и ликвидации их последствий.

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.

В случае если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 19.28. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица»).

Юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего, либо бывшего государственного или муниципального служащего (статья 19.29. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического.

Ответственность за распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения.

На территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения.

Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» определено, что экстремистскими материалами являются предназначенные для распространения либо публичного демонстрирования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, выступления, изображения руководителей групп, организаций или движений, признанных преступными в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала), выступления, изображения руководителей организаций, сотрудничавших с указанными группами, организациями или движениями, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Так, предусмотрена административная ответственность за массовое распространение признанных запрещёнными экстремистских материалов; за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами.

Уголовная ответственность предусмотрена за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности; возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства; организацию экстремистского сообщества, организацию деятельности экстремистской организации.